информационная безопасность

Информационная безопасность


С 29 декабря 2010 года действует федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который ориентирован на защиту подрастающего поколения от медиа-продукции, которая пропогандирует вредные привычки, оправдывает детскую жесткость, отрицает семейные ценности.

Предлагаемые методические рекомендации помогут педагогам и родителям снизить уровень воздействия негативной информации на детей, защитить их психическое здоровье, пробудить желание осознанного использования современных информационных технологий.

В связи с тем, что с каждым днем наблюдается рост доступности интернет-ресурсов для детей, включая дошкольников, должен повышаться уровень требований к безопасности информации, находящейся в общем доступе. Каждый взрослый понимает, что оградить ребенка от всей информации, которая поступает из телевизионных реклам, из интернета на мобильных устройствах, планшетах, компьютерах не возможно.

В дошкольном учреждении педагоги фильтруют информацию, прежде чем донести ее до детей. Дома без регулярного родительского контроля риск негативного влияния негативной информации на развитие детей увеличивается в разы.

 

Пояснительная записка.

 

Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.

Дошкольный возраст является периодом начальной социолизации ребенка. Именно дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью которой они получают начальное представление об окружающем мире. Источником информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры.

Проблема обеспечения информационной безопасности связана с всеобщим и повсеместным использованием гаджетов. Знание элементарных правил отбора и использования информации родителями и детьми позволит сохранить здоровье дошкольников и обеспечить им всестороннее развитие.

Особое внимание родителям нужно обратить на формирование медиограмотности у детей старшего дошкольного возраста. Медиаграмотность дошкольников и их родителей предполагает грамотное применение инструментов, обеспечивающих свободный доступ к информации, размещенной в СМИ, в сети Интернет. Информационная грамотность признана наиболее эффективной мерой противодействия посягательствам на детей через интернет пространство.

Медиаобразованные родители смогут защитить своих детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации. Развитие современного общества предполагает участие детей, начиная с дошкольного возраста, в медиакультуре.

Государство должно обеспечивать информационную безопасность детям, защищать их от любого физического или психического насилия, но полную защищенность от негативной аудиовизуальной и электронной информации могут дать в семье и дошкольной образовательной организации.

Целью данных методических рекомендаций является: оказание методической помощи родителям детей дошкольного возраста при использовании современных информационных технологий; снижение уровня воздейтсвия негативной информации на детей.

 

1. Информационная безопасность дошкольника, что это?

Информационная безопасность ребенка дошкольного возраста представляет собой состояние его защищенности, при котором не допускается причинение вреда его психическому, нравственному, духовному развитию. Прежде чем полностью оградить ребенка от использования медиа-продукции необходимо выяснить, какая именно информация может причинить ему вред.

Какую информацию можно отнести к негативной?

  • побуждающую детей к совершению действий, угражающих их жизни и здоровью, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;
  • способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, заниматься бродяжничеством;
  • содержащую информацию порнографического характера;
  • отрицающую семейные ценности;
  • оправдывающую жесткость и насилие в отношении людей или животных;
  • содержащую нецензурную лексику.

Современный ребенок все больше времени проводит за компьютером или телевизором. В определенной степени это связано с высокой познавательной мотивацией, с любознательностью и стремлением узнать что-то новое. Мировые ученые обеспокоены негативным информационным воздействием на детскую аудиторию. Информационная безопасность является проблемой как социальной, так и педагогической. Совместная деятельность детского сада и семьи поможет оградить подрастающее поколение от отрицательного влияния информационно среды.

Насилие в информационном пространстве провоцирует у детей агрессивность, притупление чувств в момент причинения боли окружающим. Эротические фрагменты могут навсегда травмировать моральное суждение. Рекламные ролики обладают самым высоким уровнем воздейтсвия на психическое состояние дошкольника. Ребенок склонен верить всему, о чем говорится в рекламе.

Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране. Для этого с детьми дошкольного возраста можно огранизовать дидактические игры или ситуативные задачи (Приложение 1).

 

2. «Плюсы» и «минусы» телевидения для дошкольников.

Вся информационная продукция делится по возрастным категориям: для детей, не достигших 6-ти лет; для детей, достигших 6-ти лет; для детей, достигших 12-ти лет; для детей, достигших 16-ти лет; запрещенная для детей.

Большинству семей знакома ситуация, когда совместный с детьми просмотр фильма либо телепередачи испорчен демонстрацией сцен жесткокости, насилия над животными или присутствием брани. Предугадать такой ход забытий не возможно. Чаще всего родители в такой ситуации закрывают ребенку уши, глаза, просят выйти из комнаты или выключают телевизор. Такой метод оградить собственного ребенка от негативной информации достаточно распространен, но воспринимается детьми как нарушение их свободы. «Запретный плод сладок» как известно, поэтому у ребенка возникает интерес к запрещенной информации, что мотивирует заполучить ее всеми возможными способами.

Принятый правительством закон об информационной безопасности позволяет родителям до начала просмотра медиа-продукта узнать, на какую возрастную категорию он рассчитан. То есть производитель или распространитель любой инфопродукции должен поместить знак либо тескстовое предупреждение о возрастном ограничении перед началом трансляции. Такие знаки размещаются в углу кадра, кроме той видеопродукции, которая транслируется в кинозале. Размер знака должен составлять не менее 5-ти % от площади экрана, объявления или афиши о проведении мероприятия, а также входного билета в зал.

Для детей дошкольного возраста должна быть доступна только там информация, на которой имеются знаки «0+». Некоторые производители пишут порядковые номера в соответсвии с возрастом, например, «3+», «5+».

Однозначно телевидение является первостепенным источником получения новой информации на протяжении десятилетий. Для детей дошкольного возраста многие телепередачи носят развивающий или образовательный характер. Просмотр таких программ оказывает положительное влияние на подготовку ребенка к поступлению в школу, расширяет кругозор. Исторические передачи, программы о животном и растительном мире, видео о путешествиях дают дошкольникам определенные знания о культурных, моральных и духовных ценностях. В этом положительная роль телевидения в становлении и развитии личности ребенка.

Но, несмотря на высокую популярность телевидения среди детей, именно оно отделяет малышей от реальностей внешнего мира. Проводя много времени за экраном, дошкольники не развиваются физически, становятся пассивными «зрителями», зачастую агрессивными по отношению друг к другу, к животным. Сцены жестокости, которые часто демонстрируют по телевизору, негативно сказываются на психике детей, провоцируя вспышки гнева.

Быстрая смена кадров негативно влияет не только на зрение, но и на детский мозг. Большое количество информации утомляет, раздражает ребенка, а общение со сверстниками сводится к минимуму. Поэтому просмотр телевизора должен быть ограничен по времени. Полный запрет лишит возможности ребенка получить новые знания и положительный опыт при помощи телевидения.

 

2.1. Правила при использовании телевизора ребенком дошкольного возраста.

1. Оказывайте детям помощь при выборе телепередач и контролируйте время нахождения дошкольника у телевизора. Общее время просмотра телевизора детьми дошкольного возраста не должно превышать 6-7 часов в неделю. Ребенок не должен находиться у экрана более получаса подряд.

2. Беседуйте с ребенком о том, что существуют запретные передачи, расскажите ему о возрастной маркировке на экране.

3. Покажите ребенку разницу между отечественной и зарубежной телепродукцией. Составьте видеотеку с российскими мультфильмами, детскими фильмами, передачами.

4. После просмотра любого видео анализируйте с ребенком значимость увиденного, поведение и поступки героев.

5. Помогите выбрать ребенку героя для подражания. Обсудите его поведение, качества, четрты характера. Спрашивайте, как поступил бы ваш ребенок в аналогичной ситуации.

6. Составьте с ребенком план по борьбе с «вредным» телевидением.

Важно! Ребенок должен сидеть точно напротив экрана телевизора на расстоянии не меньше двух метров от него.

 

3. Компьютерная безопасность детей.

Современные дошкольники с удивительной легкостью овладевают навыками использования компьютерных технологий, в том числе глобальной сети Интернет. Случается, что дети оказываются смышленнее взрослых в имении применять информационные технологии. Не редко родители не предполагают о существующих рисках в сети, не всегда способны помочь при использовании компьютера и не знают, как оградить ребенка от возможной опасности.

Компьютерные технологии могут стать эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста. Но его необдуманное использование может причинить непоправимый вред здоровью. Используя Интернет, ребенок подвергается постоянному воздействию внешних факторов, среди которых можно выделить: технические, санитарно-гигиенические, психологические.

Компьютерные игры провоцируют перевозбуждение участков головного мозга ребенка, отвечающих за удовольствие. Ребенок становится зависимым и чувствует постоянную необходимость в получении такого удовлетворения. Виртуальная реальность, с которой ребенок сталкивается в ходе игры, меняет его восприятие. Все больше дошкольников пытаются перенести в жизнь то, что увидели на экране или мониторе компьютера.

Сюжетная линия большинства компьютерных игр выстраивается на уничтожении противников для сохранения собственной жизни героя. В результате безконтрольных систематических игр аналогичного содержания у дошкольника складывается впечатление, что достичь любых результатов в жизни можно только через агрессию и жестокость.

В интернет-пространстве дети могут столкнуться с порнографической информацией, с рекламой насилия, с вирусами, спамом, терроризмом. Программисты разрабатывают требования, которые предъявляются к играм для детей дошкольного возраста:

  • в играх должна быть информация о правилах;
  • символы и звуковые сигналы должны подсказывать ребенку правильность и последовательность его дейтсвий;
  • при использовании букв, размер их должен быть больше традиционного компьютерного шрифта;
  • изображения должны быть крупными, без отвлекающих мелких деталей;
  • в обучающей игре должны использоваться только правильные ответы, доступные дошкольник;
  • не рекомендовано применение оценок в бальной системе.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может завести собственную страницу в социальных сетях, потому что общение с их помощью в современном мире на пике популярности. Не стоит категорически запрещать использование соц.сетей. В тоже время, именно родители должны помочь ребенку с созданием страницы. Ребенка нужно научить грамотно реагировать на рекламу и спам, неприличные картинки, которые он непременно встретит. Обучение детей основам информационной безопасности можно проводит с помощью бесед (Приложение 2).

 

3.1. Правила при использовании компьютера и сети Интернет.

1. Контролируйте, какие сайты посещают дети. Ребенок не должен испрльзовать Интернет свободно.

2. Проговорите о правилах пользования Интернетом. Четко определите временные границы, а также сайты, которые он может посещать.

3. Не разрешайте детям распространять в интернете личную информацию (номер мобильного телефона, адрес), а также размещать фотографии.

4. Рассказывайте ребенку об опасностях, с которыми он может столкнуться в сети Интернет. Ребенок должен знать, что нельзя открывать подозрительные ссылка или файлы, несмотря на их привлекательный вид.

5. Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от незнакомых людей, так как они могут содержать негативную информацию либо вирусы.

6. Установите на комьютер (планшет) антивирусную программу, средства фильтрации входящего контента. При необходимости подключите «родительский контроль».

7. Изучайте технологические новинки, например, фильтрующие вредоносные программы.

8. Устанавливайте на компьютеры только те программы, которые необходимы членам вашей семьи. Каждые полгода проверяйте настройки, чтобы убедиться, что программное обеспечение не требует обновлений.

9. Просматривайте историю посещений интернет-ресурсов на смартфоне, планшете, компьютере, чтобы знать какие сайты посещал ребенок.

10. Составьте список полезных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться ребенок.

Созданные правила должны соответствовать возрастным особенностям и развитию каждого ребенка. Кроме того, педиатры не рекомендуют детям до 7-ми лет пользоваться компьютером/Интернетом. Злоупотребление любым цифровым устройством опасно для физического здоровья ребенка дошкольного возраста, так как может спровоцировать ухудшение зрения, аллергические реакции, гиподинамию, сердечнососудистые заболевания.

 

3.2. Способы контроля ребенка в сети Интернет

Контролировать деятельность ребенка дошкольного возраста в Интернете можно при помощи специального программного обеспечения:

  • родительский контроль (Пуск→Панель управления→Учетные записи (семейная безопасность)→Установить родительский контроль);
  • программы и утилиты для фильтрации. Обзор программ и ссылки на них можно посмотреть на сайте www.ligainternet.ru;
  • настройки безопасного поиска. Установите запрет на посещение сайтов определенных тематик, запорольте их.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий